По принципу восприятия информации принято разделять людей на: визуалов, аудиалов и кинестетиков. При этом основной канал восприятия информации: зрение, слух или телесные ощущения соответственно.
Для чего эта информация родителям? Если ваш ребенок визуал и вы скорее всего тоже, то вероятность заметить странность в поведении ребенка, очень мала. Я сама визуал, как и 80% людей на земле, поэтому для меня стоял огромный вопрос, что такое происходит с мои ребенком.
Ну конечно, ничего страшного не происходило, просто, когда ты мама первый раз, вопросов в голове крутится очень много, а литература по развитию детей и развивающие методики, лишь подливают масла в огонь.
Проведя не один час в поисках информации, я поняла, что ведущий канал восприятия информации у моего ребенка — слух. Он — аудиал, не в чистом 100% виде, таких людей скорее всего не существует, но в большей части.
Общие отличительные черты детей аудиалов:
— они постоянно употребляют слова: расскажи, скажи, я слышу, ты слышишь, почитай;
— слушают большие литературные произведения, мало интересуются иллюстрациями, часто вообще не смотрят в книгу;
— плохо ищут отличия на картинках, не замечают мелких деталей, градации оттенков цвета;
— закрывают уши при громких звуках, слышать отдаленное пение птиц;
— просят вас не петь и сделать музыку тише, хотя сами при этом могут очень громко петь или стучать;
— чистописание, рисование развиты хуже, чем другие навыки;
— большой словарный запас, цитаты из книг, легкое заучивание стихов;
— дети легко отвлекаются от занятий, очень шумно ведут себя в перерывах.
Считается, что для благоприятного развития аудиала, его нужно окружить тишиной, я встречала рекомендации сделать дома шумоизоляцию, и погрузить ребенка в музыку, так как тип личности уже не изменить. Но в тоже время во многих источниках встречается информация, что чистых типов не бывает, поэтому мы пошли своим путем и выстроили обучение вокруг того, что имеем, чем я и хочу поделиться.
Практически все пункты в описании аудиалов я написала с натуры. Но все дети индивидуальны, нашего малыша трудно заинтересовать музыкой, я ставила ему разные музыкальные произведения, пела с ним песенки, итог один — просьба выключить. У него было огромное желание научиться читать самому, возникло оно чуть раньше 3-х лет. И коли ребенок просит мы открыли букварь Н.С.Жуковой и начали читать. Но уперлись в то, что не можем преодолеть три первые буквы: А, О, У. Он их читал, объединял, тянул, все было как положено, но на следующий день не мог отличить их друг от друга.
Для закрепления букв мы их: красили, лепили, гнули из проволоки, выкладывали, писали на доске, включали электронный плакат, одним словом мама-визуал, делала все, чтоб научить своего сына-аудиала буквам на вид и ощупь, и все это просто не работало. Тогда мы сделали перерыв и я начала искать информацию. Никаких рекомендаций и наводок я не нашла, поэтому решила расписать наши занятия, пособия и их содержание.
План занятий для аудиала, развиваем навыки чтения и письма (для 3-5 лет):
1. Серия «Умные книжки» О.Н.Земцовой «Ожившие буквы» для детей 2-3лет, каждый день я вырезала по 1-2 букве, показывала Мише, говорила, что это звук «А» с него начинается: акула, аист, айсберг, аквариум, ананас, аквалангист и т.д.
Пропускала слова, написание которых, не совпадает с произношением. Например: овчарка и «авчарка». Предлагала придумать максимальное количество слов на этот звук, а когда на «А» ребенок выдавал мне «авчарку», «асьминог», я уже поясняла, что эти слова пишутся через «О». И мы их просто запоминали.
Примерно через неделю произошел прорыв, и сын начал выдавать слова на определенную букву пачками, его было просто не остановить. Это было очень интересно: р-р-р-р-ракета, р-р-р-р-ыба.
2. Серия «Умные книжки» О.Н.Земцовой «Найди отличия» для детей 4-5лет, каждый день мы брали 1-2 картинки и искали отличия, к концу книги количество различаемых отличий заметно увеличилось.
3. Картонный трафарет с буквами и цифрами, мы проводили по нему карандашом и после этого обводили буквы в обычных прописях. Можно использовать любые покупные или распечатанные прописи с печатными буквами.
4. Пособие В.В.Воскобовича «Складушки» в комплекте диск с песнями под гитару и яркая книга, на каждую букву есть песня, сюжетная картинка и в двух колонках слоги. Мы пели песни и слоги. Например: «Б, ба, бо, бу, бы, бэ, бь, бя, бё, бю, би, бе»
5. После освоения всех букв, мы перешли к поиску звуков внутри слов: назови слово, заканчивающееся на определенный звук, чтоб звук был спрятан в середине. в дополнение мы использовали пособия: «Умные книжки» О.Н.Земцовой «Ожившие буквы» для детей 3-4лет и 4-5лет.
Играли в устную игру «Назови животных на букву» — она до сих пор самая любимая, по дороге на прогулку, я вижу в ней еще один огромный плюс в плане развития кругозора.
6. «Буварь» Н.С.Жуковой на мой взгляд лучшая книга по обучению чтению. Так как отличать буквы аудиалам очень тяжело, читали мы его долго. Я старалась не давить и занимались мы по желанию ребенка.
7. Сейчас мы переходим к осмысленному чтению с ответами на вопросы, скорочтению, чтению слов как в жизни (его-«ево»), к выделению предложений интонацией — по книге Н.Н.Павловой «Читаем после букваря».
8. Для закрепления пройденного материала, развития зрительного канала и графических навыков были пройдены пособия: «Умные книжки» О.Н.Земцовой «Грамотейка» и «Развивающие тесты» для детей 2-3лет, 3-4лет и 4-5лет.
Я не считаю правильной рекомендацию развивать аудиалов только в музыке, возможно если у ребенка огромное желание, то можно посвятить этому все время. Для меня стало приоритетным развивать у ребенка все каналы и зрительный и тактильный, и понимая, как у моего ребенка устроено восприятие мира, стало проще давать ему ту информацию, которую он просит. Мне стало понятно почему на уроке рисования, он только начав слушать и не посмотрев, что рисует учитель, сразу рисует на листе свои шедевры. Почему он отказался ходить на танцы, почему мы читаем сейчас книги для школьников. Почему в 4 года он не знал буквы, но очень хотел читать и начал читать после звуковой идентификации букв в своей голове. Почему он очень долго не отличал цвета и фигуры, но при этом имел большой кругозор для своего возраста и выдавал окружающим всю услышанную информацию.
Я не учитель-педагог, я технарь-конструктор, я анализирую, ищу информацию и просто беру, и даю ребенку то, что ему нужно. Я не особо верю в современные модные методики развития, потому, что на моем старшем сыне они просто не работают, я пробовала. Я верю, что каждый ребенок индивидуален и очень многое может, нужно просто найти подход. А кто это будет делать мама или специальный педагог – это уже дело каждой семьи, главное искать, хотеть и делать.
Главное правило в обучении аудиала, это проговаривание. Не просто дать графический рисунок и попросить перерисовать, а дать и попросить сначала рассказать, что он видит. И поверьте, после того, как ребенок проговорит, что нужно пройти 2 клетки вниз и 3 влево, он прекрасно нарисует, то что вы просите.
Нужна ли вам подборка наших пособий на сайте Лабиринта, я делала подобные в художественной литературе для детей?
С Уважением, МамаЧуда.