Упражнения на разитие памяти ребенка: методики для улучшения памяти у детей

Определение, процессы

Под памятью подразумевают способность запоминать любую информацию, а также общий набор личных воспоминаний обо всех событиях, которые произошли в жизни. Она основывается на трех процессах:

  1. Запоминание. Первая составляющая представляет собой процесс образования информации в виде нервных импульсов внутри клеток головного мозга. Вместе с этим появляются пути поступления и извлечения информации, использующие образованные этим процессом нервно-рефлекторные связи. Новая информация присоединяется к уже имеющейся, в результате чего у человека появляются ассоциации между различными явлениями и знаниями.
  2. Сохранение. Второй элемент связан с образованием энграммы внутри мозга. Она является четким памятным следом, который сохраняется у человека на всю жизнь. Извлечение информации из энграммы может вызывать трудности, но при развитии памяти задача значительно упрощается.
  3. Воспроизведение. Третий процесс представляет собой использование информации, которая ранее была сохранена в памяти. Он позволяет максимально быстро вспоминать важные данные и условности, что может облегчать не только запоминание новой информации, но и ее воспроизведение.

Закрепление информации в памяти всегда проходит все три этапа, после чего новые данные либо быстро исчезают, либо сохраняются на долгое время. Это зависит от того, какой вид памяти был использован в запоминании.

Классификация

Память разделяется на множество видов, зависящих от ряда условностей. Каждый из них требует отдельного развития и особого подхода, т.к. универсальных методов, подходящих для всех видов, не существует. Память классифицируют по условиям запоминания, длительности сохранения информации и способу восприятия.

Под условиями запоминания понимают то, специально ли человек запомнил информацию. Существует 2 вида:

  1. Произвольная. Мозгом запоминается информация, которую человек захотел сохранить в голове.
  2. Непроизвольная. Механическое запоминание всего, что было воспринято мозгом.

Виды

По длительности сохранения информации выделяют 2 вида:

  1. Кратковременная. Мозг легко сохраняет информацию, но вскоре полностью забывает ее.
  2. Долговременная. Для запоминания может понадобиться больше усилий, но информация будет храниться в голове длительное время.

Способы восприятия информации заставляют выделять еще 4 вида памяти:

  1. Образная. Запоминание всего, что человек видел.
  2. Словесно-логическая. Сохранение услышанных или прочитанных предложений.
  3. Двигательная. Способность быстро запоминать физические движения.
  4. Эмоциональная. Воспоминания обо всех событиях, вызвавших сильные эмоции, чувства.

Специальные методы, направленные на развитие памяти у детей, позволяют улучшать любой из перечисленных видов запоминания информации. Некоторые способы могут воздействовать сразу на несколько видов памяти, а также на качество концентрации и логики.

Образная память является основной для большинства детей. Ее разделяют на зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, вкусовую.

Укрепляем память – неочевидные способы

Многим родителям кажется, что улучшить память можно лишь специальными упражнениями.

Но психологи установили, что на нашу способность запоминать влияют и внешние факторы – эмоциональная обстановка, питание, физическая активность.

Любовь и объятья

Забота и внимание родителей – залог не нет только здоровой детской психики, но и хорошей памяти. Для ее улучшения больше проводите времени с ребенком, обнимайте его.

Заведите ритуал 8 объятий или 10 поцелуев в течение дня. Постарайтесь не выяснять отношения друг с другом при детях. Посвящайте хотя бы пару выходных в месяц семейному отдыху.

Даже простая прогулка в парке, когда все веселятся и вместе дурачатся, принесет огромную пользу.

Смех не только продлевает жизнь, но и укрепляет память и развивает творческое начало. Не одергивайте ребенка, позвольте ему шутить.

Учите его самоиронии. Умение посмеяться над ошибкой принесет ему намного больше пользы, чем самобичевание.

Спорт, хобби

Физическая активность улучшает работу мозга и память в том числе. С малышом можно делать утреннюю зарядку.

Детей 4-5 лет можно записать в спортивную секцию или на танцы. Важно, чтобы ребенку нравилось занятие.

Рисование, пение, моделирование, любое хобби будет развивать память. Любые новые знания и навыки, получаемые с удовольствием, дадут положительный результат.

Сон и полноценное питание

Развитие памяти у детей невозможно без нормального сна. Постарайтесь установить такой режим, чтобы ребенок высыпался. Это касается и школьников, и малышей. Придерживайтесь режима и в выходные дни.

Для укрепления памяти полезны продукты:

  • морковь;
  • бананы;
  • грецкие орехи;
  • жирная рыба;
  • шпинат;
  • брокколи.

Возрастные особенности развития памяти у детей

От 0 до 1 года. Раньше всего у новорожденных формируется моторная память, которая находит выражение в первых условных рефлексах. В период от рождения до года, если не имело место нарушение развития, малыш запоминает выполняемые движения. Лучше всего запоминаются действия, сопровождавшиеся определенным результатом и получавшие эмоциональное подкрепление.

От 1 года до 2 лет

Годовалый ребенок делает первые попытки узнавания близких взрослых (кроме родителей). В этот период активно идет процесс развития нервной системы, благодаря чему увеличивается объем и прочность запоминания. Быстрому обогащению опыта ребенка способствует в особенности освоение ходьбы. На втором году жизни формируются основы образной памяти, поэтому первые осознанные воспоминания относятся именно к этому периоду детства.

От 2 до 4 лет

На этом этапе формирования мнемонических способностей доминирует механическое запоминание. Однако после 2 лет ребенок начинает осваивать основы логики, учится запоминать сложные слова. При этом у малыша сохраняются воспоминания, связанные с ранним детством. В этот период при нормальном развитии ребенок усваивает основные двигательные навыки.

От 4 до 6 лет

Главной особенностью развития памяти у детей дошкольного возраста является непроизвольный характер запоминания. Этот процесс происходит вне зависимости от желания или волевого усилия ребенка. Запоминание и припоминание осуществляются в рамках определенной деятельности и сильно зависят от ее особенностей. При отсутствии нарушений в развитии малыш 4-6 лет может запомнить то, на что он обратил внимание в процессе деятельности, что-то увлекательное, интересное, вызывающее сильные эмоции.

Возрастные нормы формирования памяти в 8-10 лет

Память начинает развиваться с самого раннего возраста, но в первые годы жизни она непроизвольная.

Малыши запоминают преимущественно то, что привлекло их внимание, причем делают это, не прилагая какие-либо усилия.

Однако к 6-7-летнему возрасту начинается формирование другого вида памяти – произвольного. Оно предполагает наличие цели, то есть ребенок целенаправленно что-то учит.

Благодаря активному развитию произвольного запоминания ребенок 8-10 лет с легкостью усваивает информацию на уроках. Оно бывает двух видов:

  • механическое – заучивание в определенной последовательности;
  • логическое – запоминание с помощью образования логических связей.

С помощью механической памяти дети учат стихи, а потом воспроизводят все строчки в правильном порядке. Логическая память помогает изучать материал, который ребенок впоследствии воспроизводит «своими словами».

По мере роста самого ребенка и его головного мозга увеличивается и объем памяти, и число способов запоминания.

Школьники начинают использовать специальные приемы, помогающие зафиксировать объекты и явления в памяти. Среди них особенно часто применяют ассоциации, когда между явлениями, предметами или событиями создаются связи, помогающие вызвать их в сознании одновременно.

Получаемые знания тоже имеют значение для качества памяти в 9-10-летнем возрасте. Чем больше развивать интеллект и мышление, тем больше материала в последующем ребенок сможет усвоить. По мере взросления он будет уже самостоятельно улучшать навык запоминания, расширяя собственный кругозор.

Физические нагрузки и любимое увлечение помогут развить память

У каждого ребенка есть свое увлечение, и даже призвание обратите внимание, к чему тянется ваш ребенок, чем хочет заниматься.

Очень часто родители сами решают, кем должен быть их ребенок они не дают право выбора своему ребенку, и все решения принимают сами.

Это ошибка большинства родителей. Если вашему ребенку нравится рисовать, не надо отдавать его в спортивную секцию, потому что вы сами всю жизнь мечтали стать чемпионом и вам не дали этого сделать.

Не отбивайте желание ребенка заниматься его любимым делом, вы можете испортить ему всю жизнь.

Детское увлечение оно может быть основой всей жизни ребенка, занимаясь любимым делом, у ребенка появится стремление больше узнавать и изучать, потому что ему это нравится.

Его не надо будет заставлять, он сам с удовольствием будет читать дополнительную литературу, и память у него сама будет развиваться.

Если увлечения ребенка не связаны со спортом, то в выходные дни старайтесь больше гулять с ребенком на свежем воздухе, мозгу ребенка и вашему мозгу необходим кислород. Поиграйте в активные игры всей семьей покатайтесь на лыжах, коньках, роликах, поиграйте в мяч.

Упражнения для развития мозга

Улучшить память можно при помощи упражнений, которые не занимают много времени, но помогают работе мозга и развитию памяти.

Эти упражнения можно делать ежедневно по тридцать минут в день и со временем вы увидите положительный результат.

Дети с удовольствием выполняют интересные упражнения и в форме игры получают новые знания и положительный эффект.

Упражнение 1. Расскажи что запомнил

В эту игру можно играть вместе играя вдвоем особенно с родителями в спокойной обстановке, ребенок чувствует сближение и дружбу с родителями. У него появляется дух соревнования, и он старается выполнить упражнение лучше родителей.

Посмотрите на обстановку в комнате, что здесь находится, запомните, затем закройте глаза и расскажите как можно больше запомнившихся вам вещей.

Потом откройте глаза и сравните свой рассказ с обстановкой в комнате.

Теперь можно поменяться пусть ваш ребенок посмотрит на вещи в комнате, запомнит их, затем закроет глаза и расскажет, что запомнил он.

Проанализируйте ваши рассказы сравните их и сравните с обстановкой в комнате.

Упражнение 2. Посмотри и запомни

Это упражнение можно выполнять вдвоем или втроем. Надо посмотреть друг на друга внимательно, закрыть глаза и составить полный рассказ друг о друге.

Начните рассказ с головы расскажите о цвете волос, глаза, нос, рот, одежда украшения и так далее.

Сравните свои рассказы и проанализируйте их вместе.

Упражнение 3. Расскажи всех животных

В этом упражнении можно играть всей семьей, чем больше будет человек, тем интереснее будет ребенку.

Упражнение заключается в том, чтобы вы вспомнили всех животных диких и домашних. Сначала первый человек называет животное, например медведь, затем второй называет собака, потом третий говорит бегемот и так далее.Животные не должны повторяться.

Упражнение 4. Опиши предмет

Возьмите какой-нибудь предмет, например, вазу посмотрите внимательно на нее вместе с ребенком, затем закройте ее и пусть ребенок сделает описание этой вазы по памяти.

Надо рассказать все, какая форма у вазы, цвет, рисунок, форма горлышка и основания вазы и так далее.

Упражнение 5. Придумай рассказ

Дети от природы большие выдумщики они много придумывают и сочиняют, попробуйте вместе с ребенком придумать какую-нибудь историю и затем попросите ребенка ее рассказать, это хорошо тренирует память.

Например.

У нас в доме жил собак-собакыч, он любил лежать на кровать-кроватиче и жевать кость-костичь и так далее.

Причины плохого запоминания

Специалисты отмечают, что проблемы с памятью в детском возрасте чаще всего обусловлены ее недостаточным развитием.

Если ребенок не запоминает стихи и важную информацию из учебников, а учителя жалуются на рассеянность и невнимательность на занятиях, оставлять это без внимания нельзя.

В большинстве случаев ребенка просто не научили, как правильно запоминать материал, или не заинтересовали в этом. Если подобрать подходящие по возрасту и интересные по тематике задания, школьник довольно быстро уяснит, как использовать свои способности к запоминанию.

Однако у некоторых детей плохая память бывает проявлением каких-то заболеваний – как физических, так и психических.

Кроме того, ухудшение памяти отмечают после воздействия стресса, при нехватке сна, недостаточно сбалансированном питании, дефиците кислорода и неправильно распланированном режиме дня.

Если ребенок мало времени проводит на улице, недополучает ценные питательные вещества, сильно загружен в школе и после уроков, мало спит, это наверняка скажется на памяти и других умственных процессах.

4 действенных способа улучшить память ребенка

Используем возможности мозга.

Мозг человека имеет удивительную способность адаптироваться к окружающей среде и изменяться. Это называется нейропластичностью. У детей такая способность развита особенно хорошо. Так воспользуйтесь этим! Чтобы улучшить память, нужно постоянно учиться чему-то новому. Поэтому обучение вашего чада только одному «ремеслу» (например, только музыке или только рисованию) не всегда оправдано. Пусть хобби и увлечения ребенка сменяют друг друга. И важно: выбирайте деятельность для ребенка по принципу: «это ново – это сложно – это интересно»!

Не экономим на физкультуре и сне

Ежедневные тренировки тела повышают способность мозга обрабатывать и воспроизводить информацию.

Важность соблюдения режима для детей – неоспорима. После полноценного сна восстанавливаются навыки критического мышления и процессы памяти.

Обнимаем и целуем

Поддержка и крепкие эмоциональные связи важны не только для душевного здоровья, но и для здоровья мозга.

Смеемся от души

Когда ребенок шутит, смеется и слушает веселые рассказы, у него быстрее начинают работать области, отвечающие за процессы обучения и за творчество.

Лучшие продукты для улучшения детской памяти

Морепродукты.

На первом месте находятся морепродукты, именно в них содержатся йод, витамин В12, омега-3, омега-6 полиненасыщенные жирные кислоты в необходимом соотношении. Эти вещества необходимы для работы мозга в длительном напряженном режиме. Они поддерживают память в стабильно рабочем состоянии, способствуют ясному мышлению. В первую очередь ребенка следует кормить рыбой, причем чем жирнее сорт (сардины, форель, тунец, лосось), тем она более полезна для мозга. Не меньше пользы принесет употребление морской капусты, икры морской рыбы, устриц, крабов, кальмаров и креветок.

Орехи.

Орехи полезны для памяти из-за богатого содержания витаминов А и Е, магния и цинка, полиненасыщенных жирных кислот и необходимого вещества для памяти лютеолина. В орехах содержатся активные вещества, которые стимулируют умственную деятельность, питают клетки головного мозга и улучшают остроту восприятия. Полезнее есть грецкие орехи, достаточно 3–4 орешка в сутки.

Бразильский орех, не менее вкусный и полезный, является источником селена: достаточно съедать 2 штуки в день. В сутки ребенок нуждается в таком количестве орехов, которое помещается в его горсти. Также рекомендуется съедать 5–7 штук тыквенных семечек: они богаты цинком, который ускорит работу мозга и улучшит запоминание новой информации.

Фрукты, ягоды, овощи.

В составлении рациона питания ребенка позаботьтесь, чтобы он получал ягоды синей окраски, это черника, слива и ежевика. Еще должны быть обязательно включены ягоды клюквы и черной смородины. Ягоды полезны за счет содержания витаминов, антиоксидантов, которые отвечают за остроту памяти, а мелкие ягодные семечки являются источником омега-3 полиненасыщенных жирных кислот. Полезно пить морсы и кисели из клюквы в период повышенной умственной нагрузки. Черника помимо всего вышеперечисленного снимет усталость глаз. Из овощей для мозга полезнее капуста брокколи, помидоры, шпинат и авокадо.

Злаки.

Хорошо подойдут каши из нескольких злаков, особенно хороши каши с добавлением семян тыквы, подсолнечника, кунжута, с добавлением орехов и отрубей. Они являются хорошим источником минералов, питающих мозг витаминов группы В, А и Е.

Глюкоза.

Для полноценной работы мозгу необходима глюкоза. Мозг питается глюкозой, поэтому для ясности ума и остроты памяти добавляйте ложечку меда в завтрак своему ребенку. Мед – это жидкое золото для ума. Во время подготовки к экзаменам, зачетам и контрольным работам предлагайте ребенку подпитывать мозг горьким шоколадом, медом, сухофруктами. Японские ученые утверждают, что ежедневное употребление смеси из меда и лука не только улучшит память, но и предотвратит течение негативных необратимых процессов в организме. Ученые из Швейцарии (Базельский университет) установили, что зеленый чай и его экстракты способны расширять возможности краткосрочной памяти.

Молоко.

В молоке содержатся вещества (аминокислоты и витамины), которые очень хорошо усваиваются в организме именно из молока, в особенности это касается витамина В12. В комплексе они заметно улучшают мозговую деятельность.

Если вы хотите, чтобы в будущем у вашего ребенка не было никаких проблем с памятью, уже сейчас тренируйте его фотографическую память. Спустя время, он еще не раз скажет вам за это спасибо.

7 простых способов улучшить память дитя

Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка.

Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их. Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей. Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т.д.

Способ 2. Читайте с ребенком книги.

Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу. Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.

Способ 3. Играйте с ребенком в слова.

Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т.д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.

Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их. Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.

С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку с множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.

Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка.

Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют зрительную память, внимательность и воображение.

Способ 5. Научите ребенка методу ассоциаций.

Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.

Способ 6. Изучайте с малышом иностранный язык.

Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.

Способ 7. Приучите малыша напрягать память

Самым простым способом развития памяти является тренировка. В наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок. Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.

Практические приемы

Существует ряд приемов, которые можно использовать в учебе для запоминания и тренировки памяти.

  1. Акростих. Если ребенку нужно заучить конкретную фразу или предложение, научите его составлять из первых букв каждого слова аббревиатуру. Это очень быстро и легко, но метод подходит только для коротких фраз и предложений.
  2. Виртуальный образ. Простой способ запомнить слово — придумать к нему ассоциацию. Это может быть любой виртуальный образ — герой из сказки, друг, любимая игрушка.
  3. Рифмы и аллитерации. Хорошо запоминать сложные термины и факты, помогают созвучные слова.

Усовершенствовать способность к запоминанию помогут специальные методики и программы. Среди них — программы «Развитие интеллекта» и «Ментальная арифметика» от «Академии Ростум». Они ориентированы на развитие памяти, мышления, внимания, воображения — тех способностей, которые необходимы для воспитания творческой личности и успешного человека. Узнайте подробнее на нашем сайте, что такое ментальная арифметика.

как развить память у ребенка

Лайфхаки для отличной памяти

Используйте техники запоминания, чтобы зафиксировать в памяти нужную информацию:

Визуализируйте. Читая книгу, представляйте героев и обстановку. Имя нового знакомого мысленно привязывайте к его внешности. Маша — высокая брюнетка, у Пети татуировка со Спайдерменом на шее. Цифры в номере телефона описывайте при помощи простых образов: 7 — кочерга, 2 — лебедь, 0 — пончик.

Подбирайте ассоциации. Рифмуйте информацию, чтобы лучше её запомнить. С детства я знаю, что «Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит их пополам». После школы мне ни разу не пришлось делить пополам угол, но информация осела в мозге навсегда.

Организуйте информацию. Наведите порядок в почте, заведите отдельные папки для важных адресатов. Составляя список покупок, разбивайте его на категории: напитки, еда, бытовая химия. Определитесь с местом для важных в быту предметов — ключница для ключей, очки на тумбочке у кровати, пульт у телевизора.

Препараты для улучшения памяти и работы мозга подросткам
Простая ключница очень облегчает жизнь и экономит время панических поисков ключей перед выходом

Упорядочивайте важные вещи. Когда-то этот метод был известен, как «техника Цицерона» или «метод римской комнаты», но знаменитый сериал про Шерлока Холмса навсегда закрепил в общественном сознании название «дворец памяти». Всё просто: в воображении создаётся комната, или дом, дорога, да хоть волшебный лес. Вещи, события или понятия, которые надо запомнить, ассоциируются с определёнными элементами этого пространства и предметами в нём. Например, день рождения друга — воздушный шар, ежемесячная выплата кредита — бездонная яма. После этого достаточно представить эту комнату или мысленно пройтись по дороге, вспоминая ассоциированную информацию. Кстати, если вспоминая задачи на неделю, вы мысленно представляете записи на странице ежедневника или даже в школьном дневнике, вы уже пользуетесь этой техникой.

Препараты для улучшения памяти и работы мозга подросткам
Мысленно представив страницу дневника, можно быстро сориентироваться в днях недели и спланировать дела на будущую или вспомнить прошлую

Хитрости и трюки не ухудшают эффективность памяти, как короткий и быстрый путь до цели не ухудшает качество дороги. Вы просто облегчаете себе задачу и избавляете от стресса, наводя порядок в голове и жизни.

Источники
  • https://vsepromozg.ru/razvitie/razvitie-pamyati-u-detej
  • https://its-kids.ru/kak-trenirovat-pamyat-rebenku.html
  • https://tenoten-deti.ru/articles/razvitie-pamyati-u-detey/
  • https://o-krohe.ru/pamyat/kak-razvit-u-rebenka-8-10-let/
  • https://cepia.ru/kak-uluchshit-pamyat-rebenku
  • http://agydar.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%83%D0%BB%D1%83%D1%87%D1%88%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D1%83.html
  • https://opt32.ru/farm-preparaty/kak-razvivat-pamyat-podrostku.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: