Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Введение

В Рос­сии с дав­них пор было при­нято с ран­него воз­раста учить ребёнка играть со сво­ими паль­чи­ками. Это были такие игры, как “Ладушки”, “Сорока-бело­бока” и т. п. После мытья ручки малыша выти­рали поло­тен­цем, как бы мас­си­руя каж­дый паль­чик по отдельности.

Дока­зано, что тон­кая работа паль­цами спо­соб­ствует раз­ви­тию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого ран­него воз­раста раз­ви­вать у ребёнка мел­кую мото­рику. Но про­сто делать упраж­не­ния малышу будет скучно — надо обра­тить их в инте­рес­ные и полез­ные игры.

В послед­нее время на упа­ков­ках дет­ских игр можно уви­деть над­пись: “Для раз­ви­тия мел­кой мото­рики рук”. Мно­гие роди­тели слы­шали об этом поня­тии, но как раз­ви­вать мел­кую мото­рику и для чего это необ­хо­димо делать, знают далеко не все.

Сей­час уже известно, что на началь­ном этапе жизни именно мел­кая мото­рика отра­жает то, как раз­ви­ва­ется ваш малыш, сви­де­тель­ствует о его интел­лек­ту­аль­ных спо­соб­но­стях. От того, насколько ловко научится ребё­нок управ­лять сво­ими паль­чи­ками в самом ран­нем воз­расте, зави­сит его даль­ней­шее развитие.

Под тер­ми­ном мел­кая мото­рика пони­ма­ются коор­ди­ни­ро­ван­ные дви­же­ния мел­ких мышц паль­цев и кистей рук. Они важны не только для выпол­не­ния раз­лич­ных повсе­днев­ных дей­ствий, но и для сти­му­ля­ции раз­ви­тия дет­ского мозга.

Наряду с раз­ви­тием мел­кой мото­рики раз­ви­ва­ются память, вни­ма­ние, а также сло­вар­ный запас вашего малыша.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика — это способность к координации движений мелкой мускулатуры запястья, ладоней, пальцев рук и даже пальцев ног. Общая же моторика — это способность к координации движений крупной мускулатуры рук, ног и стоп, а также умение управлять всем телом. Как развивать моторику рук у ребенка? Для этого можно выполнять с ним специальные упражнения и играть в подходящие по возрасту игры. Даже самые простые упражнения: подвигать игрушечный кирпичик или взять с тарелки кусочек еды — готовят малыша к более сложным задачам, например к письму или застегиванию пуговиц. Нужно помнить, что развитие ребенка может протекать по-разному, и все развиваются в своем темпе. По сравнению с другими детьми развитие мелкой и общей моторики у вашего малыша может быть как с опережением, так и с запаздыванием, и это нормально.

Моторика бывает 3-х видов:

  • крупная;
  • мелкая;
  • определённых органов.

Крупная моторика — это переворачивание, ходьба, наклоны, ползание, прыжки бег и тому подобные. Развитие крупной моторики обычно происходит сверху вниз. Сначала ребенок учится контролировать движения глаз, затем – ручек, ножек.

Крупная моторика – своеобразная основа, на которую с возрастом накладываются движения мелкой моторики. Они более тонкие и сложные.

Мелкая моторика очень важна для развития ребёнка. Нервные окончания, расположенные на кончиках пальчиков малыша, помогают передавать множество сигналов головному мозгу центр, поэтому влияние мелкой моторики на развитие ребенка в целом очевидно.

Мелкая моторика представляет собой выполнение точных мелких движений при помощи пальцев рук, кистей. Обычно ребенок, который обладает высоким уровнем развития мелкой моторики, интеллектуально готов к школьному обучению. Он достаточно хорошо рассуждает логически, у него развиты внимание и память, связная речь.

Но, к сожалению, у 70-80% первоклассников неудовлетворительный уровень мелкой моторики рук. Это приводит к неразвитость кистей, юному ученику сложно в процессе письма выдерживать длительное напряжение руки, мешает ребёнку выработать хороший почерк. Ученик не может провести достаточно прямые и четкие линии, вызывает сложность написание цифр, букв, ребёнку не просто вырезать из бумаги фигуры и по контуру и т. д.

Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано и с развитием речи. Ребёнок не может ясно высказать свою мысль, объяснить точку зрения. Все эти факторы говорят о том, как важна мелкая моторика для учеников .

Развитие моторики у школьников – важнейшая задача учителей. Крупная моторика поможет школьнику быть более ловким, избавит от различных проблем, связанных с ростом. В школьном возрасте довольно часто встречается сколиоз (искривление позвоночника) , сутулость. Специальные упражнения помогут укрепить костную ткань и вырасти ребёнку здоровым. Для этого необходимо посещать уроки физкультуры. Если младшие школьники ходят на них с удовольствием, то в средних, а тем более старших классах некоторые ученики пытаются избежать занятий. Преподавателю важно понять причину. Быть может ребёнку не интересно и следует подумать над тем, как поднять престиж физкультурных занятий. Спортивные соревнования, кружки способствуют развитию крупной моторики. В школьном возрасте желательно, кроме физкультуры, заниматься дополнительно спортивной подготовкой. Это может быть плавание, занятия в баскетбольной, футбольной секциях и т. д. Танцы тоже отлично развивают общую моторику.

Чтобы развитие мелкой моторики у школьников происходило более эффективно, можно порекомендовать следующее:

  • Конструирование;
  • Рисование;
  • Упражнения с мозаикой;
  • Вырезание различных фигур ножницами;
  • Перевод картинок при помощи обведения контура через копировальную бумагу;
  • Для мальчиков — работа с инструментами;

  • Для девочек — вышивание, вязание;
  • Перебирание на уроках домоводства гороха, крупы для приготовления пищи;
  • Игра на пианино, аккордеоне, гитаре и т. д. ;
  • Лепка из пластилина, глины;
  • Перелистывание страниц книг;

Развивать мелкую моторику ребёнок может не только в школе, посещая кружки, но и дома. Виды таких занятий очень-очень много. Родители должны привлекать ребёнка к интересной и доступной для него деятельности. Например, мама, бабушка затеяли печь пироги. Ребёнок с удовольствием поможет заместить тесто и будет тщательно лепить пирожки.

Летом можно вместе детьми заниматься прополкой на огороде, собирать садовые и лесные ягоды, а затем их перебирать. Дети постарше смогут почистить и порезать варёные овощи (не острым ножом) . Благодаря всем этим интересным, систематически выполняемым упражнениям, руки ребёнка обретут точность действий, силу и слаженность движений.

Теперь можно остановиться немного подробнее на некоторых средствах успешного развития моторики:

Развитию пальцев рук помогают различные дидактические игрушки. Помимо совершенствования моторики, они пробудят в ребёнке желание экспериментировать, размышлять логически, чтобы выполнить конструктивные действия. Тренируются и память, воображение. Школьник ведь должен запомнить действия, которые ему показали взрослые.

«Творчество». Лепка, рисование, конструирование, аппликация — занятия этими видами деятельности помогут не только совершенствованию мелкой моторики, но и развитию внимания, восприятия, фантазии, формированию чувства цвета.

«Игры с мячами». Можно использовать несколько видов мячей. Они могут быть разными по размеру, расцветке, материалу, по фактуре.

Многообразие наборов небольших мячей позволит использовать те, которые помогут выполнить задачи педагога , исходя из возрастных, физических особенностей ребенка.

Как видно, развитие моторики способствует совершенствованию речи, памяти, внимания, фантазии ребёнка. В нешкольное время родители сами могут находить множество увлекательных занятий ребёнку, чтобы развить его моторику.

Для чего нужно развивать мелкую моторику?

Абсолютно каждый человек должен делать упражнения на мелкую моторику. Они:

  • Улучшают память. Помогают намного успешнее реализовать себя в творчестве.
  • Стимулируют воображение. Развивают пространственное мышление.
  • Помогают в любой необычной ситуации принимать нестандартные решения.
  • Помогают быстрее восстановиться после серьезной болезни или травмы.
  • Помогают стать внимательнее и аккуратнее в мелочах.
  • Помогают сделать речь более разборчивой, четче формулировать и преподносить мысли.
  • Помогают намного быстрее обрабатывать разные пласты поступающей информации.

Интересный факт. Особенно полезна гимнастика для рук пожилым людям. Ее часто назначают при болезни Паркинсона, склерозе и прочих неприятных заболеваниях, сопровождающих процесс старения организма. Упражнения останавливают процесс деградации, восстанавливают психоэмоциональный фон, укрепляют нервную систему и т.д.

Моторика – способность, формирующаяся естественно у каждого человека, который только-только появился на свет. Сначала она проявляется обычными хватаниями, затем – перекладываниями предметов из одной руки в другую. По мере роста появляются новые навыки – спектр движений постепенно расширяется.

На начальном этапе мелкую моторику развивают посредством:

  • Легких, аккуратных поглаживаний с параллельным растиранием кожи.
  • Обучающих игр, предусматривающих необходимость держать в руках различные предметы с неровными поверхностями.
  • Игр с крупами, лепки фигур из пластилина, разрывания листков бумаги и пр.
  • Отработки практических навыков, начиная с чистки зубов, заканчивая застегиванием пуговиц и завязыванием шнурков.

Вот такое развитие должно быть постоянным. В дальнейшем это позволит избежать серьезных проблем и потери двигательной активности в области рук.


Периоды развития ребёнка в дошкольном возрасте

Извест­ный ита­льян­ский педа­гог Мария Мон­тессори опре­де­лила три пери­ода раз­ви­тия детей:

  • раз­ви­тие дет­ской речи (от 0 до 6 лет). В это время про­ис­хо­дит два важ­ных собы­тия. От 1 года до 2,5 лет быстро рас­ши­ря­ется сло­вар­ный запас ребёнка. В 4—4,5 года он осва­и­вает письмо (но только при усло­вии раз­ви­той мел­кой моторики);
  • вос­при­я­тие мел­ких пред­ме­тов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом воз­расте ребё­нок любит играть с пуго­ви­цами, бусин­ками, палоч­ками и т. п. При помощи таких пред­ме­тов можно раз­ви­вать мото­рику рук ребёнка. Только обя­за­тельно сле­дите, чтобы малыш не брал их в рот;
  • фор­ми­ро­ва­ние про­стей­ших навы­ков само­об­слу­жи­ва­ния (от 1 года до 4 лет). В этом воз­расте ребёнка учат само­сто­я­тельно оде­ваться, есть и выпол­нять гиги­е­ни­че­ские процедуры.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 0 до 2 лет

“Сорока-бело­бока”

Сна­чала взрос­лый водит паль­цем по ладо­шке ребёнка и гово­рит: “Сорока варит кашу”. Затем малыш сам начи­нает водить паль­чи­ком по ладо­шке. Услож­няем игру: на фразе “этому дала” взрос­лый пооче­рёдно при­ги­бает паль­чики ребёнка к ладо­шке, кроме мизинца: “А этому не дала”. Слегка потря­хи­вая его, гово­рим с шут­ли­вым уко­ром: “Ты воды не носил…” и т. д.

Сорока-бело­бока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
“Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил,
Тебе нет ничего”.

“Ладушки-хло­пушки”

Возь­мите ручки малыша в свои руки и похло­пайте в ладоши. Пока­жите ребёнку дви­же­ния и пред­ло­жите повто­рить их.

Ладушки-ладу́шки,
Звон­кие хлопушки.
Хло­пали в ладошки,
Хло­пали немножко.

“Ладушки”

Читайте потешку и одно­вре­менно сопро­вож­дайте слова жестами

Ладушки, ладушки!

(Пока­жите малышу ладони.)

Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Бражку.

(Хло­пайте в ладоши.)

Кашка мас­ленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели!
Шу — полетели!
На головку сели.

(Под­ни­мите руки вверх, пово­ра­чи­вая ладони вправо-влево, затем опу­стите их “доми­ком” на голову.)

“Домик”

Это домик.

(Обе ладони при­ставьте друг к другу.)

Это крыша.

(Соеди­ните ладони и пере­пле­тите пальцы.)

А труба ещё повыше.

(Под­ни­мите все пальцы вверх, не рас­цеп­ляя их.)

“Прятки”

В прятки паль­чики игра-ют-ся,
Откры-ва-ют-ся,

(Под­няв ладонь, рас­то­пырьте все пальцы.)

Закры-ва-ют-ся.

(Соеди­ните пальцы и сожмите их в кулак.)

“Зай­чики”

Поставьте все пальцы одной руки на стол.

Вышли зайки на лужок,
Встали в малень­кий кружок.
Раз зайка, два зайка, три зайка,
Четыре зайка, пять…

(Пере­счи­тайте заек.)

Будем лап­ками стучать.

(Сту­чите всеми паль­цами по столу вме­сте или вразнобой.)

Посту­чали, постучали
И устали.
Сели отдыхать.

(Согните пальцы в кулак.)

“Здрав­ствуй, пальчик”

Пооче­рёдно при­ка­сай­тесь ука­за­тель­ным, сред­ним, безы­мян­ным паль­цами и мизин­цем к боль­шому пальцу.

Здрав­ствуй, паль­чик дорогой,
Вот и встре­ти­лись с тобой.

“Силь­ные пальчики”

Согните свои пальцы и пред­ло­жите малышу сде­лать то же самое. Затем возь­мите его за паль­чики и тяните их каж­дый в свою сторону.

Развиваем мелкую моторику при помощи театра

Отличным средством для развития мелкой моторики и речевого развития является увлечение дошкольников театром. Театр теней и пальчиковый театр помимо своей основной функции могут позабавить ребятишек, стать отличным семейным досугом. Фигурки для пальчикового театра лучше сделать вместе с дошколенком, подобрав персонаж на каждый пальчик. Для этих целей используется бумажные колпачки, вязаные шапочки, на которых изображаются герои постановок. На первых порах лучше разыгрывать сценки знакомых сказок, в которых много диалогов: «Три поросенка», «Лиса и заяц», «Теремок». По мере овладения ребенком навыка управления пальчиками, можно обратиться к любимым мультфильмам.

Движением рук и пальцев под специальным освещением можно разыграть театр теней. Это довольно сложные действия для детей, к которым надо готовиться постепенно. Взрослый, прежде всего, сам должен овладеть приемами показа действующих героев, чтобы потом передать знания ребенку. Поначалу это будут простые изображения, которые легко составляются пальчиками: зайчик, собака, птица. Затем можно разыгрывать целые сценки. Для поддержания интереса к действию используется художественное слово: народные потешки, стихи современных авторов и классиков.

К концу дошкольного возраста ребенок должен овладеть следующими навыками на моторику рук:

  • правильно держать карандаш, кисточку, ножницы;
  • завязывать и развязывать шнурки, застегивать пуговицы, молнию на одежде;
  • пользоваться всеми столовыми приборами;
  • самостоятельно массажировать пальцы;
  • проводить разные линии, не отрывая карандаш от бумаги;
  • штриховать изображения, не выходя за контур;
  • манипулировать с мелкими предметами и деталями.

Игры с мелкими предметами

Игрушка для развития мелкой моторики легко сделать своими руками. Для занятий подойдут бусинки, пуговицы или крупы. Такие игры на развитие мелкой моторики оказывают на ребенка тонизирующее и оздоравливающее воздействие. Для положительного эффекта дети выполняют с этими объектами определенные манипуляции.

Можно сортировать мелкие предметы по форме или размеру или угадывать их название с закрытыми глазами.

Также можно катать круглые предметы, например, горошины между большим и указательным пальцем разных рук поочередно.

Полезно придавливать предметы к столу каждым пальчиком по очереди, стараясь при этом совершать вращательные и перекатывающие движения. Это могут быть крупные шарики пластилина, грецкие орехи, раковины.

Хорошо развивает моторику нанизывание на веревочку или леску. Для этого можно использовать бусинки, макароны, пуговицы или любые другие подходящие предметы с отверстием. Вместе с мамой или папой ребенок может сделать бусы из вырезанных картонных кружочков, листьев или сухих ягод. Ребенок также может выкладывать буквы или силуэты животных из семян, веточек, других мелких элементов.

Занятия с песком

Пластичность песка вызывает желание сотворить из этого материала миниатюры, которые он увидел в реальном мире. Такие картины – продукт творчества ребенка, они являются плодом его бурной детской фантазии.

Основной акцент нужно делать на творческую самореализацию малыша. Благодаря полезным развлечениям происходит избавление от внутреннего напряжения, это происходит на бессознательном уровне.

Для проведения занятий дома, нужно найти большую коробку или другую емкость. Заполнить ее на наполовину чистым сухим песком. Покажите малышу предмет (игрушку), который затем нужно спрятать в песке. Постепенно, день за днем, количество этих игрушек можно усложнять забаву.

Также можно попросить ребенка изобразить в песке миниатюру зоопарка, леса или парка, в котором вы гуляете. Малыш должен самостоятельно выбрать те предметы, которыми он сделает такую модель в мини-песочнице.

Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 2 лет

Мас­саж паль­чи­ков очень поле­зен малень­кому ребёнку. Пальцы рук тесно свя­заны с моз­гом и внут­рен­ними орга­нами: мизи­нец — с серд­цем, безы­мян­ный — с пече­нью, сред­ний — с кишеч­ни­ком и позво­ноч­ни­ком, ука­за­тель­ный — с желуд­ком, боль­шой — с голов­ным мозгом.

2
Возь­мите ладо­шку малыша и тща­тельно помас­си­руйте каж­дый паль­чик, начав с мизинца. Мас­саж­ные дви­же­ния выпол­няйте от ног­те­вой фаланги к ладони, уде­ляя вни­ма­ние каж­дому суставчику.

3
Помас­си­руйте поду­шечки паль­цев малыша, про­из­водя лёг­кие нажа­тия на них.

4
Помас­си­руйте ладони малыша кру­го­выми дви­же­ни­ями ука­за­тель­ного пальца.

5
Возь­мите ладонь ребёнка в свою руку и лёг­ким надав­ли­ва­нием боль­шого пальца делайте кру­го­вые дви­же­ния в цен­тре ладони.

6
Помас­си­руйте пальцы коль­це­вым спи­раль­ным мас­са­жё­ром. Наденьте мас­са­жёр на паль­чик малыша и дви­же­ни­ями вверх-вниз помас­си­руйте паль­чики в той же после­до­ва­тель­но­сти (начи­ная с мизинца).

Возь­мите две мас­саж­ные щётки и про­ве­дите ими по ладо­ням ребёнка. Его руки при этом лежат на коле­нях ладо­нями вверх.

Диагностика

Обследование уровня развития физиологических особенностей мелкой моторики у детей – это важный этап коррекционной, развивающей работы.

Диагностику проводят логопеды, дефектологи, неврологи, педагоги детских садов.

Особенность проведения обследования заключается в том, что ребенок повторяет манипуляции за педагогом. Для проведения занятия создайте непринужденную обстановку, лучше использовать игру. Задания делятся по возрасту обследуемых.

Для обследования развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет используются следующие упражнения:

  1. Прикосновение указательными пальчиками к носу с закрытыми глазами.
  2. Сгибание фаланг на обеих кистях поочередно.
  3. Выполнение двух противоположных действий одновременно. Например, одну ручку сжимает в кулак, а пальцы другой разжимаются.
  4. Складывание большого и указательного пальцев в кольцо.
  5. Манипуляции с пуговицами: расстегивание, застегивание.
  6. Перекладывание мелких предметов со стола в коробочку.

Педагог проводит диагностику

Анализ уровня развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет проводится следующим образом:

  1. Ребенок должен нарисовать прямую, ломаную линию.
  2. Нанизывать пуговки на нить.
  3. Вытягивать указательный, средний пальчики.
  4. Погладить большим пальцем все остальные пальцы.
  5. Разрезать бумагу на ровные полоски.
  6. Выполнить движение щепоть и распрямить ладошку обратно свободно.

Нормы

Развитие мелкой моторики рук у детей происходит постепенно. К определенному возрасту ребенок должен выполнять следующий набор действий, соответствующий уровню физиологического, умственного развития:

  • В 2-2,5 года малыш умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, проталкивает мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, размашисто рисует. Осваивает простые упражнения пальчиковой гимнастики.
  • В 2,5 – 3 года откручивает крышки, рисует пальцами, лепит куличики, копирует линии. Умеет нанизывать бусинки на жесткую нить, проволоку, разрезать лист бумаги, собирать крупу ложкой в емкости и переносит ее в другую баночку.
  • В 3 -3,5 года рисует ровные линии, обводит пунктиры, повторяет простые фигуры по образцу карандашом, лепит шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую гимнастику, свободно владеет ножницами.
  • В 4 года правильно держит карандаш, рисует шестигранники, звезды, вырезает любые геометрические фигуры. Умеет сортировать мелкие предметы, разворачивает обертки, нанизываеть мелкие бусы на нить лепить фигуры из теста, пластилина, завязывать узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов.
  • В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу в несколько раз, рисует дом. Умеет определять мелкие предметы на ощупь, шнуровать ботинки, ловить мяч двумя ручками. В старшем дошкольном возрасте навыки развития мелкой моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже сформированы для овладения письмом.
  • В 6 лет дошкольник копирует сложные фигуры карандашом, части тела человека, ловит брошенный предмет одной рукой, может выполнить зеркальное отображение. Умеет играть на клавишном инструменте, заплетает косички, почти полностью овладевает возможностями моторики рук к 1 классу.

Развитие  навыков у детей 2-3 лет может проходить индивидуально, с небольшими отклонениями. Чаще всего они быстро догоняют сверстников. При обнаружении на диагностике сильных отклонений от норм, например, выполняется 1-2 задания из 6 правильно или средне, можно говорить о нарушениях в интеллектуальном, физиологическом плане. Коррекцию развития проводят специалисты, чаще всего детям хватает одного года полноценных занятий с педагогом, чтобы войти в возрастную норму, устранить отставания в развитии речи.

Если к 3-4 годам малыш не может держать правильно карандаш, не складывает пирамидку, не удерживает ложку, ножницы в руке, не ловит, не кидает мяч, то нужно срочно обращаться к специалистам. Эти показатели свидетельствуют о серьезных отклонениях в развитии, воспитании.

Дети играют с паровозиком

Лучшие упражнения в комплексе

Покупать тренажеры, спортивную форму и прочие традиционные атрибуты не нужно. Для выполнения упражнений понадобятся разные, но абсолютно простые предметы. Большинство из них есть в каждом доме, начиная с пуговиц, заканчивая шишками, камешками и ракушками, привезенными когда-то с моря.

После подготовки можно смело приступать к комплексу. Результат не заставит себя долго ждать.

Упражнения без предметов

  • Складываем ладони и активно, интенсивно потираем их друг о друга. В результате вы должны почувствовать тепло.
  • Ладонь каждой руки кладем на твердую, ровную поверхность. По очереди, не спеша, поднимаем каждый палец вверх. Ладонь при этом должна оставаться прижатой. Если поблизости нет подходящих поверхностей, прикладывать руки можно к животу.
  • Пальцами одной руки аккуратно совершаем пощипывающие движения в отношении другой конечности. Затем меняем «роли».
  • Подушечкой большого пальца поочередно касаемся других пальцев на руке, образуя таким образом кольца.
  • Сжимаем и разжимаем ладони каждой руки. Делаем это по очереди.

Интересный факт. На самом деле упражнений, как и в целом способов развить мелкую моторику, огромное количество. Если вот таких простых элементов маловато, займитесь творчеством. Лепка из пластилина, рисование мелками, массажи, вышивание, вязание – это и многое другое также очень хорошо способствует развитию.

Упражнения с предметами

  • Берем в руку маленькие орешки или шишку. Достаточно крепко сжимаем их ладонями. А затем – перекладываем из одной руки в другую.
  • Берем длинную ленту или толстую нитку и крупные бусины. Постепенно нанизываем одно на другое – делаем бусы. После этого разбираем получившуюся «конструкцию».
  • В глубокую миску насыпаем крупы разных типов. Перемешиваем их. После этого производим сортировку. Распределяем крупинки по нескольким тарелкам.
  • Берем маленький резиновый шарик, можно с пупырышками/шипами (так даже лучше). Катаем его по ровной, твердой поверхности ладонями поочередно.
  • В миску насыпаем мелкую крупу. Маленькими порциями стараемся ее переместить с помощью рук в другую посуду.
  • Просим близкого человека подобрать несколько предметов разных размеров и фактуры. Закрываем глаза и наощупь стараемся распознать каждый из них. Подойдут изделия из керамики, мягкие игрушки, статуэтки, столовые приборы и т.д.

Рекомендации для родителей

Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.

Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Признаки нарушения мелкой моторики

Одно дело — профилактическое развитие мелкой моторики у взрослых, но совсем другое — когда это необходимо в силу ее нарушений, ведь это может повлечь за собой серьезные проблемы со здоровьем.

Симптомы, по которым можно определить нарушения

  • Снижение двигательной функции суставов
  • Потеря чувствительности кистей
  • Уменьшение выносливости мышц в руках, ногах
  • Нарушение координации
  • Боли, отеки в конечностях
Источники
  • https://azbyka.ru/deti/pervije-shagi-razvivaem-melkuyu-motoriku-u-maly-shej-irina-ermakova
  • https://www.pampers-gorodok.ru/toddler/development/article/melkaia-motorika
  • https://malchishki-i-devchonki.ru/kompleks-uprazhnenij-na-razvitie-melkoj-motoriki-u-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html
  • https://VDiete.ru/trenirovki/uprazhneniya/uprazhneniya-na-melkuyu-motoriku-ruk-u-vzroslyx/
  • https://myintelligentkids.com/razvivaem-melkuyu-motoriku-u-detej-povyshaem-intellekt
  • https://razvivayrech.ru/melkaya-motorika/zachem-razvivat-melkuyu-motoriku-u-detej
  • https://orechi.ru/razvitie-rechi/razvitie-melkoj-motoriki-ruk-u-detej-doshkolnogo-vozrasta
  • https://lisa.ru/zdorovye/661492-kak-razvivat-melkuyu-motoriku-ruk-i-pochemu-eto-tak-vazhno-v-lyubom-vozraste/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: